Выдержка из книги доктора Коннелля Монне
“Мистицизм в 21-м столетии”
перевод и публикация на www.sarpa.ru - с разрешения автора
Перевод преподавателя Йоги Теней, Андрея Галицкого



ЙОГА ТЕНИ

Общий обзор

Йога Теней (shadow yoga) – одна из самых завораживающих и уникальных систем йоги, появившихся в 20-м столетии, стиль хатха йоги, который перекликается с классической шиваистской традицией «Человека теней». Йога Теней (называемая также Чайя Йога) была разработана Шандором Ремете. Система Ремета преподаётся только лицензированными инструкторами, которые обучались непосредственно у него самого или у других авторизованных инструкторов. Поскольку система и по сей день относительно нова, она опирается на весьма существенную скрытую эзотерическую составляющую, возможно не преобладающую в других йога-студиях, придерживающихся общепринятого направления. Основатель, Ремете, описывает Йогу Теней как систему хатха йоги, базирующуюся на принципах шиваизма. Её практики включают инструментарий развивающих и медитативных асан, использование банд[х], крий, мудр, пранаям, мантры из лайя йоги и раджа йоги. Серьезно и глубоко изучавший йогу, так же как воинские искусства и традиционный танец, Ремете разработал Йогу Теней, одну из форм хатха йоги, заключающую в себе принципы асан (положений тела), основы Аюрведы, индийское учение о 108-ми жизненных точках тела и элементы учения Астрологии.



Основатель

Основателем Йоги Теней является Шандор Ремете (в качестве преподавателя использует имя Натанага Зандер). Урожденный венгр, в настоящий момент Ремете преподает, путешествуя по всему миру вместе со своей женой и коллегой Эммой Балнавес. Отец Ремета познакомил его с йогой еще ребенком и обучение этому продолжилось позднее, в течение всей жизни. В своей книге «Йога Теней. Чайя Йога» он пишет, что был вовлечен в занятия йогой в возрасте шести лет своим отцом, у которого он научился всем базовым асанам, крийям и банд[х]ам. Позднее он обучался у индийского мастера Б.К.С. Айенгара. Повзрослев, он отслужил в армии, где тренировался “на выживание”. Он изучал боевые искусства, а также древние Каттакали и Бхаратанатьям – танцевальные формы южной Индии. Обучение Ремета включало и такие традиционные индийские медицинские науки как Аюрведа, Мармаст[х]ана и китайский Ци Гунь. Сегодня Ремете признан своими учениками в качестве одаренного и вдохновенного учителя, кому удаётся в новой оживленной форме представить современной аудитории учение, содержащееся в древние текстах.



Верования и практика

Ремете следующим образом описывает происхождение термина Йога Теней: «Имя Йога Тени происходит из 6-й главы древнего тантрического трактата «Шива Свародайя» (рождение дыхания жизни, разъясненное Господом

Шивой). В этой главе, названной «Йога Человека Тени», речь идет о замысловатых проявлениях тени и их значениях как вовне человеческого организма, так и внутри. «Аштанга Хрдайя» Вагбхаты, основополагающий аюрведический текст, также содержит главу о тени, в которой речь идет о принципах диагностики. Известна и история о гуру Горакшнатха (одного из известнейших праотцов хатха йоги), Аллама Прабхудеве, в которой он описывает человеческое тело как ни что иное, как слои застывших теней. Согласно анатомии хатха йоги, тело состоит из трех отдельных тел и пяти оболочек (покрывал или теней). Целью практики хатха йоги является растворение этих теней».

Таким образом для студентов, изучающих Йогу Теней, джива (движущая сила жизни или принцип одушевленности) – есть тень Бога. Таким образом становится понятно, что на взгляд основателя школы, Йога Теней должна пониматься как одно из ответвлений традиций хатха йоги и раджа йоги, а не как вновь придуманный стиль или какого-либо рода комбинация. Связь с такими историческими фигурами как Горакшнатх и Аллама Прабхудева указывает на глубокие корни традиции. Ремете продолжает в том же ключе: «Обучение в Школе Теней основывается на древних текстах хатха йоги, которые утверждают что все фиксированные формы должны служить для практики свободного стиля. Свободный стиль является необходимым шагом в культивации долголетия и просвещенности. Тексты утверждают также, что для должной культивации жизненного дыхания комбинации форм должны содержать следующие позиции тела и движения. [Эти формы:] 1) Стоячие 2) Сгибания-разгибания 3) Сидячие 4) Перемещения веса 5) Лёжа лицом вниз, на спине, на боку 6) Наклоны вперед 7) Наклоны (в стороны) 8) Прогибы назад 9) Перевернутые 10) Спиралевидные 11) Скручивания-повороты».

Существенная разница между Йогой Теней и другими системами – это обязательность прелюдий, необходимых для изучения асан. Ремете утверждает, что большинство студентов (за исключением особо одаренных) не подготовлены к практике традиционных асан Хатха и Аштанга Йоги. Таким образом, практика асан без должной подготовки открывает двери травмам. Йога Теней же, включает в себя несколько предварительных форм, развивающих в студенте гибкость и подготавливающих его к практике и правильному выполнению традиционных асан. Касательно прелюдий, Ремете заявляет, что уровень их интенсивности может быть мягким, средним и интенсивным и что самим прелюдиям стоит посвятить от трех до семи лет изучения, прежде чем приступить к серьёзному освоению подходящих асан. Прелюдии состоят из двух базовых форм – линейной (форма Солнца) и круговой (форма Воина). Ремете учит, что посредством практики Йоги Теней практикующий не только раскрывает силы, скрыто дремлющие в каждом человеческом организме с рождения. Система имеет явно выраженный акцент на работу с телом, что подтверждается и в его книге «Йога Тени. Чайя Йога. Принципы Хатха Йоги», отдельные главы которой отсылают читателя к таким темам, как питание, знаки зодиака, чакры (энергетические центры), нади (энергетические потоки), мудры (мистические жесты рук). В книге обсуждаются и базовые асаны системы, но лишь после разъяснений о путях движения тонких энергий тела.

Что же касается того что Йога Теней выделяется из ряда других практик, заботящихся лишь о физической подготовке, Ремете четко отвечает, «ссылаясь на высказывание мудреца Тирумулару, однозначно утверждающего в своей книге «Тирумантирам»: ”Нет раницы между Хатха Йогой и Аштанга Йогой. Они – одно и то же”, это и про Йогу Теней».

В отличие от школ йоги других стилей, которые порой утверждают, что студент может самостоятельно постичь Традицию (хотя бы с помощью видео или хорошей книги), Йога Теней – это система, настаивающая на том, что Учитель является жизненно важной и необходимой составляющей процесса обучения студента. Шандор Ремете и Эмма Балавес являются вышестоящими преподавателями в Йоге Теней и для того чтобы обучать Йоге Теней или открыть школу Йоги Теней, необходимо обучаться у них лично и быть сертифицированным ими.



Демография

В то время как обозначить количество людей практикующих Йогу Теней весьма сложно, официальный сайт Йоги Теней на начало 2013 года перечисляет более сорока студий в семнадцати странах (указаны места в Японии, Австралии, Канаде, США, Англии, Франции, Германии, Голландии, Ирландии, Израиле, Турции, Австрии, России, Украине, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции). Основное большинство из 42-х официальных инструкторов, указанных в списке – женщины (27), а мужчины составляют чуть менее половины (15). Так или иначе из этой выборки трудно сделать вывод о составе занимающихся. Но это позволяет предположить, что Йога Теней – это стиль, подходящий представителям обеим полов.



Современные задачи

Ремете делает акцент на том, что йога – «это система самосовершен-ствования, с помощью которой индивидуум освобождается от бремени земного бытия и его пут». Таким образом, надлежащая практика йоги ведёт к просветлению. Тем не менее, для достижения просветления, как это ни парадоксально, необходимо изучать тень, для того чтобы найти источник света. Также он говорит о том, что все предшествующие тексты по Хатха Йоге естественным образом проросли через века и Йога Теней и Нртта Садхана – продолжение этого естественного роста. Стало быть Йога Теней – развивающаяся система, призванная служить не только практикующим сейчас, но и нуждам последующих практиков. Ремете также выделяет важность понятия надежды в 21-м веке. Йога Теней помогает студентам понять, что, несмотря на многочисленные трагедии, ставшие частью нашей повседневной жизни, в мире есть надежда.