Вопрос: Андрей, я знаю тебя достаточно давно, чтобы понимать, что твой подход к Йоге интересен окружающим. Скажи, сколько времени в день ты тратишь на практику йоги?
Ответ: На то, что называется “кайя-сама-стана-гати-крийя”, то есть “процесс, которому подвергается организм, когда на него воздействует последовательность уравновешивающих движений в течение 24 минут” (термин и его расшифровка даны в кавычках, потому что это цитаты), уходит около полутора часов утром и такое же количество времени вечером. Но указанная величина изменчива. Иногда дольше, иногда короче…
Кроме того я уделяю внимание и время теоретической подготовке. То есть, мне интересно понимать процесс, каких общих требований (правил) желательно придерживаться, на что рассудку следует обращать внимание, и куда его (рассудок) отпускать не следует (рассудок обожает движение). По-моему, имеет смысл понимать, что такое человеческая форма, из чего она состоит, как это всё проявляется и как это можно и должно (!) использовать! Например, если бы мне было неясно, какую цель преследует положение тела, иизвестное в йоговких кругах под названием “гомукасана”, я бы для начала это выяснил, а затем использовал бы. Уже само название очень интересно… Го-мук’а-асана… Как минимум, три составные части. И у каждой – как минимум одно значение. Очень интересно!

Вопрос: У тебя сразу выработался такой ритм практики или он пришел со временем?
Ответ: Сразу ритм практики не вырабатывается. Ритм продолжает вырабатываться, изменяться, перестраиваться, подстраиваться. В этом мире всё происходит в пространстве и во времени. Кроме того, нужны дисциплина, регулярность, настойчивость, внимательность и так далее. Тогда вырабатывается ритм. Как и в любом другом деле, которое связано с приобретением опыта, с освоением процессов. Для того, чтобы “научиться” ходить, нужно приложить усилия. Правда? На это “уходит” какое-то время. Если вас интересует Йога как практическая, комплексная наука, как искусство, как практичекое умение (именно об этом говорят и самкья – теоретические основы йоги, и йога), изучайте, я подчёркиваю, изучайте Хатта Прадипику, Геранда Самхиту, Шива Самхиту, Шива Свародайю, Йога Сутру, а равно и комментарии к ним. Сюда же можно добавить Махаб’арату, Б’агават Гиту, тексты упанишад, иные источники. К примеру, даосские, суфийские и так далее. Истоки – едины. Каждое из таких “технических руководств” – кладезь информации, которую следует использовать.

Вопрос: Какое время суток ты предпочитаешь для практики?
Ответ: Я предпочитаю ранне утро и поздний вечер. Почему? Потому что в это время тихо. Ранним утром окружающие ещё спят, поздним вечером окружающие уже спят. Если человек отдаёт себе отчёт в том, что ему необходимо “сделать”, предпринять и с какой целью, с выбором времени сложности нет.

Вопрос: Бывают ли исключения?
Ответ: Бывают и исключения. Всяко бывает.

Вопрос: Я знаю, что в своей практике ты активно используешь лунный календарь. Ты мог бы поделиться, хотя бы в общих черта советами по его использованию. Как подойти к этому вопросу? С какой стороны?
Ответ: В общих чертах, для начала, по-моему, следует купить отрывной календарь, самый простой, в котором указаны дни лунного цикла. Там же можно почерпнуть информацию о самом лунном календаре и цикле. Затем следует внимательно наблюдать за тем, что происходит с организмом в зависимости от того или иного дня лунного цикла. До полнолуния луна “растёт”, а в организме энергия движится от стоп (от больших пальцев ног) к голове (к макушке). После полнолуния луна “убывает”, а в организме энергия движится от головы (от макушки) к стопам (к большим пальцам). Кроме того имеет смысл обратить внимание на то, что до полнолуния в организме доминирует левая ноздря, то есть, первые три дня – левая, затем – правая, и так – до полнолуния. После полнолуния в организме доминирует правая ноздря, то есть, первые три дня – правая, затем – левая, и так – до новолуния. После освоения этих процессов можно приступить к изучению других положений Шива Свародайи. Затем можно начинать использовать их на практике. Можно ещё ознакомиться с положениями текстов Горакши. Сидда Сиданта Падатти – очень хорош в этом отношении. Отношения человеческой формы с луной очень интересны. Об этом энциклопедии пишут.

Вопрос: Тот подход, который ты используешь уделяет очень много внимания работе с животом и ногами, а что бы ты порекомендовал в тех случаях, когда практику приходиться сводить к минимуму, например 20…30 минут в день? На чем сосредоточиться?
Ответ: Давайте называть вещи своими именами! Мне представляется, что целостная практика хатта йоги, как об этом говорится в технической литературе, состоит из асаны (подготовка, вход-выход, окончание), крийи, мудры, пранаямы и лайи. Причём, каждый из этих инструментов следует использовать необходимое количество времени. Почему? Потому что, во-первых, движение крови (энергии) никто пока не отменял. Во-вторых, с точки зрения йоги, все указанные инструмены при надлежащем использовании тем или иным образом оказывают влияние на те или иные ткани и их сочленения, энергетические токи, органы, функции. В-третьих, надлежащее использование указанных инструментов приводит к тем или иным результатам, отдаёте вы себе в этом отчёт или нет. Не стоит сводить хатта йогу к фитнес-программе. Это разные вещи.
Теперь, исходя из того, что вы прочитали выше, (помните, “гати“?) следует учитывать, что за (приблизительно) двадцать четыре минуты энергия совершает полный оборот в теле.
За 20-30 минут в день, вашу практику можно свести к тому, что называется “сукшма вьяяма“, то есть подготовительные действия, суставная гимнастика, или к качественному самомассажу. Мне пресдставляется, что начинать следует с ног. Восприимчивые, сильные ноги – залог здоровья, качественного вдыхания и выдыхания, надлежащего функционирования практически всех внутренних органов от толстой кишки до сердца и лёгких… В этот промежуток времени можно “вложить” и изучение уддияны.
Это – общий подход. Конкретику нужно объяснять лицом к лицу.

Вопрос: Несколько лет назад, когда ты постоянно жил в Киеве и мог делиться со страждущими своими навыками регулярно, ты говорил о том, что выполняешь не менее 300 уддиян в день. А недавно, когда мы в беседе с тобой затронули этот вопрос, проскользнула фраза о том, что 300 уддиян – это только начало практики. Сколько ты делаешь втягиваний живота сейчас?
Ответ: Мне сложно назвать конкретную цифру, да и не главное это.
Давайте исходить из следующего. Предположим, что в нормальных условиях мой организм осуществляет 15 дыхательных циклов в минуту. Предположим, что вовремя йоговской практики, организм осуществляет 10 дыхательных циклов в мунуту. Если практика продолжается 10 минут, то у организма получается осуществить 100 уддиян (10х10=100). Если практика продолжается 20 минут, то у организма получается осуществить 200 уддиян. И так далее. Дело ведь не в количестве. Важно понимать, что это за упражнение, как осуществляется без причинения вреда, для достижения каких промежуточных целей используется и так далее. А “от балды” втягивать живот – много ума не надо. Уддияна принадлежит к категории инструментов, которые называются “мудра“. Мудра – очень интересный и информативный термин.
С практикой уддияны, я подчеркиваю, не с разговорами на тему о том, что называется “уддияна“, с “опасностями“, которые за ней кроются, что и куда нужно “тянуть” или “толкать” и тому подобное, а с практическим её назначением и использованием, я познакомился на одном из семинаров Шандора Ремете во время одного из упражнений, которое оптимизирует выдыхание.
Оказалось, что в таких инструментах хатта йоги, как асана, крийя и мудра, уддияна используется в каждом дыхатльном цикле после каждого выдоха. Зачем? Это тема отдельного и подробного “интервью”, но лучше – на практике. Хотя общее назначение этой “техники” – очевидно. Без освоенной уддияны наули крийя недоступна. Без уддияны недоступны некоторые из шести действий. Без уддияны практика пранаямы просто невозможна. И так далее.
Во время того же семинара прозвучали и имя “Теос Бернар“, и названия его книжек. В одной из них я нашёл подробное и качественное описание одного из возможных подходов к изучению уддияны. Внимательно изучив описание, я стал использовать описанные упражнения как самостоятельную практику. И так практически каждый день в течение нескольких лет…

Вопрос: Я знаю, что именно ты готовил перевод Хатха-Йога Прадипики, для журнала YOГА. Над какими переводами ты работаешь сейчас?
Ответ: Я продолжаю изучать Геранда Самхиту и, соответственно, готовлю перевод для журнала. Какие-то главы уже напечатаны. Для себя я делаю ещё один перевод Хатта Прадипики с коментариями Браммананды. Есть и другие тексты, перевод которых лично мне интересен.

Вопрос: Как получилось так, что ты остановился на подходе к изучению и применению хатха йоги, который предлагал и предлагает Шандор Ремете? Когда это произошло в первый раз?
Ответ: Мне представляется, что подход, который предлагает Шандор, прост, понятен, последователен, доступен и “потребляем” (то есть, предложенное можно усвоить, если не пытаться “сразу стать на голову”), применим на практике и, что важно, – приносит результат. Я считаю, что этот подход предлагает понятную теоретическую информацию, подходы к её использованию в жизни и цель, для достижения которой используются теоретическая информация и практика.
А познакомился я с Шандором и с его подходом в 1999 году в Киеве. С тех пор я ежегодно езжу к нему учиться. Всё остальное время упражняюсь сам в соответствии с полученными индивидуальными рекомендациями.

Вопрос: Ну и последний Вопрос: Ты довольно много путешествуешь, есть ли на Земле место в которое тебе хочется вернуться еще раз? Можешь поделиться с нами, его координатами?
Ответ: Честно говоря, мест, в которые хочется вернуться, немного. Крым (незасранные его части). Керала и Тамил Наду – это штаты на юге Индии. Некоторые части острова Бали в Индонезии. Безлюдные места на западе США (некоторые части Орегона, северной Калифорнии, Колорадо, Аризоны, Невады, Монтаны). Интересно побывать на Алтае, в Китае, в Персии.

Интервью взято Вячеславом Яковенко в феврале 2008 года. Публикуется на сайте www.sarpa.ru с разрешения А.Рожнова