ПОЧЕМУ «ЙОГА ТЕНИ» (продолжение)



IV.

"Сложность сегодня состоит в том, что начинающего слишком рано знакомят со сложными асанами. Напряжения и усилия, которые возникают в результате такого «знакомства» возбуждают рассудок начинающего, не позволяя ему увидеть естественный порядок пошагового продвижения в асане. Таким образом, не создав прочного фундамента, начинающий не достигает цели. Нетерпение рождается из невежества, из непонимания простоты системы."
(Натанага Зандер)


Предварительные формы Йоги Теней, или «прелюдии» – «Балакрама» (вступление в силу), «Чайя Йоддха Санчаланам» (пахтание воина тени) и «Картиккея мандала» (гирлянда света) – могут сами по себе служить законченной практикой для тех кто не ставит себе задачей далеко продвинуться в йоге, а интересуется здоровьем, хочет достичь владения телом и определенного контроля над дыханием, а значит и над состоянием ума. На изучение и отработку форм уходит несколько лет регулярной практики, после чего они начинают «жить» в вас. Дальнейшую работу можно выстраивать, чередуя последовательности день ото дня, либо выполняя по мере необходимости ту или другую форму. Ученик, овладевший тремя указанными прелюдиями и продолжающий практиковать их, может менять ритм практики, работать с дыханием и статикой, добиваться плавности и отсутствия напряжений.

Владение телом, умение концентрировать и должным образом распределять внимание, привычка правильно дышать и ориентировать тело в пространстве, общее укрепление и оздоровление организма – вот лишь самые очевидные результаты систематической практики динамических форм, предлагаемых к изучению в Йоге Теней. Тем, кто готов идти этим путём дальше, углубляясь в процесс познания себя, после освоения трех прелюдий предлагается изучить несколько наборов асана-виньяс. А именно – четыре динамических формы, каждая из которых оптимальна для выполнения после определенной прелюдии и набор «завершающих» асан, выполняемых в конце практики. К работе с асанами есть смысл приступать лишь после того как прелюдии изучены в полном объеме. Асаны в этом случае будут осваиваться правильно и легко. Использование сложных асан без должной подготовки может вызвать затруднения и привести к болезням. На изучение и отработку сложной асаны может уйти от трех месяцев до трех лет настойчивой практики.

На продвинутых уровнях практика асан завершается работой с мудрами, сочетаемой с мантрами, пранаямой и последующим растворением сознания, или лайей. Изучать такие практики можно лишь под руководством опытного наставника, посвященного в традицию достигшим Учителем и в совершенстве освоившим эти методы работы с собой. В школе Йоги Теней такое обучение проводит лишь наш гуру, Натанага Зандер (Сураиндранатх).

V.

"Многих практиков йоги настигают многочисленные травмы именно потому, что они игнорируют принцип постепенности (виньяса крама). Жадность приводит к насилию и преждевременному использованию таких асан как падмасана, сарвангасана и ширсасана. Несвоевременное и навязанное использование перевернутых положений приводит к травмам шеи, угнетению функции почек и смещению органов брюшной полости. Когда же телесное усилие предпринимается в ответ на сигналы энергетической системы, это свидетельствует о наличии понимания и уверенности."
(Натанага Зандер)


Кому это походит? C чего начать и что для этого нужно? Стиль йога тени подходит для всех возрастов, начиная, пожалуй, лет с 16-ти. Это не тривиальная «зарядка». Работа с последовательностями требует в первую очередь собранности и умения удерживать и распределять внимание. Маленьким детям это тяжело в силу непоседливого характера. Практика для пожилых людей должна выстраиваться с учетом индивидуальных возрастных ограничений и требует особой компетенции и опыта преподавателя. Начинающему важна не гибкость и «растянутость» суставов и мышц. Гибкость - приходит как следствие практики. А такое понятие как «растяжка» вообще чуждо принципам йоги. Растягивание мышц – возникает от жадности, от желания «впихнуть» себя в какую-то позу, к которой тело и ум не готовы. Готовое тело постепенно принимает любое, в том числе и самое сложное положение естественным образом, без особых усилий - за счет отсутствия блоков и напряжений.

К тому кто хочет серьёзно изучать йогу, предъявляются и некоторые требования, несоблюдение которых затруднит практику и может свести все усилия на нет. Одно из первых условий – митахара, контролируемый прием правильной пищи. Голодание или скудное питание – не принесут пользы. Но избыток еды, как и избыточный сон, - гасит внутренний огонь и культивирует лень. Избыточное употребление жидкости также ни к чему, так как это ослабляет огонь, сушит тело и нагружает выделительную систему. Еда должна быть свежей, легко усваиваться и достаточно насыщать. Следует избегать консервированных и рафинированных продуктов. Выбирайте пищу, которая вам подходит и не оставляет чувства тяжести. При этом к контролю за питанием нужно подходить постепенно - не навязывая его себе, а шаг за шагом меняя свои привычки в соответствии со своими ощущениями и сочетая это с практикой. Также нужно учитывать, что под пищей понимается не только еда, но и информация, которую мы воспринимаем органами чувств, переваривание (усвоение) которой зависит от состояния нашего внутреннего огня и может ослаблять или поддерживать его.

Согласно Хатха Йога Прадипике (шлока 15): «Переедание, излишнее напряжение сил, болтливость, строгое следование правилам, пребывание в компании обычных людей и неустойчивость (переменчивость) ума – эти шесть (причин) разрушают йогу». Тантрараджа Тантра говорит, что «.. шестью препятствиями для йоги являются ката (вожделение, похоть), кроха (гнев, любовь), лобха (жадность), моха (безрассудная страсть, слепое увлечение), абхимана (зависть) и мада (гордость)». Успех же приносят: «намерение, упорство, способность различения, непоколебимая вера, бесстрашие и избегание компаний обычных людей» (Х.Й.П. шлока 16).

Определенные заболевания, избыточный вес или мышечная масса, сильное истощение и последствия травм, беспокойный ум и повышенная возбудимость, апатия и вялость - могут быть препятствием для занимающегося. Задача преподавателя - скорректировать и выстроить практику ученика таким образом, чтобы обойти эти препятствия и позволить телу и уму ученика постепенно возвращаться в гармоничное состояние.


VI.

"Йога - это духовная система, которая на практике занимается процессом просветления. Конечная цель - умение отличать душу от того, что душой не является. Йога - это метод обучения человека тому, как отличать одно от другого."
(Натанага Зандер)


Своим ученикам мы предлагаем несколько подходов к изучению йоги:

1) Все преподаватели Йоги Теней обучаются у своего учителя Натанаги Зандера, регулярно посещая международные семинары и ретриты. Своим ученикам мы предлагаем такую же форму обучения, организуя как подмосковные семинары выходного дня, так и более длинные семи – девятидневные ретриты и выездные семинары и в России и за рубежом. Такой вариант обучения подходит для тех, кто способен организовать себя и заниматься самостоятельно, познакомившись с формой и получив надлежащие инструкции от учителя. На семинарах закладывается база для дальнейшей личной практики и далее учащийся работает с материалом дома, вплоть до следующего мероприятия. При таком подходе рекомендуется участие в семинарах с регулярностью раз в квартал , но не реже, чем раз в пол года.

2) Некоторым ближе освоение материала на индивидуальных занятиях, один на один с учителем в удобном месте и в подходящее время. В таком случае есть смысл договорится с преподавателем о проведении регулярных занятий по подходящей программе либо об индивидуальном семинаре-интенсиве, после которого ученик отрабатывает полученный материал самостоятельно. Разовые индивидуальные занятия оправданы лишь с целью корректировки текущих ошибок в индивидуальной практике студентов нашей школы.

В любом случае основой и непременным условием успеха является регулярная самостоятельная практика. При таком подходе первые ощутимые результаты заметны уже после месяца занятий.


VII.

"Теоретическую информацию не следует навязывать собственно практике. Напротив, теоретическую информацию следует использовать как метод наблюдения за собственным поведением». «Теоретическую информацию следует переварить до такой степени, чтобы она пустила корни и проросла изнутри. Тогда практика и теория превратятся в неразделимое единое знание, проявляющееся как мудрость и действие в любой момент времени."
(Натанага Зандер)


«Что почитать по йоге?» - с этим вопросом обращаются многие начинающие или намеревающиеся приступить к практике. Базовым и весьма ёмким источником информации как для учеников, так и для опытных практиков хатха йоги любого стиля можно назвать книгу нашего гуру Шандора Ремете «Йога Тени. Чайя Йога. Принципы Хатхa йоги». В книге раскрываются основные принципы «йогической анатомии» (чакры, вайю, коши, мармы, нади), объясняются механизмы движения энергии в теле, связи тела с планетами и знаками зодиака, описывается суть и задачи йоги, а также инструменты достижения поставленных целей - асаны, пранаямы и практика мудр. Нужно учитывать, что эта книга - не учебник по стилю Йога Тени! Изучение йоги по книгам или видеодискам не принесет желаемого результата и в конечном итоге приведет к ошибкам и разочарованиям. Важнейшим фактором успешного продвижения в йоге является наличие компетентного Учителя, способного передать свет знания, живущий в нём. При этом ответственность за выбор Учителя лежит на Ученике.

На сайте www.sarpa.ru можно найти большое количество переведенных на русский язык материалов, статей и интервью как связанных с йогой вообще, так и с информацией о нашем Учителе. Актуальную информацию о предстоящих мероприятиях и жизни школы можно получать также и с наших страничек в сетях «Facebook» и «ВКонтакте» (ссылки на сайте).

Главное – нужно не забывать, что теория должна следовать за практикой, а не наоборот. Чтение книг и просмотр видео про йогу без самостоятельных занятий и надлежащего руководства Учителя – не даст ничего кроме пищи для ума. Учитель разжигает в Ученике частичку огня, но именно от Ученика зависит, сможет ли он унести её с собой и сохранить. Только подкрепленное личным опытом знание становится мудростью. Желаю всем кто решил идти путем йоги настойчивости, терпения и успехов!



Владивосток, март 2014